Связанные понятия
Исполни́тельный комите́т (кратко Исполко́м) — исполнительный орган власти, исполнительно-распорядительный орган Советов, существовавший в России, РСФСР и СССР в XX веке. Исполком - коллегиальный орган общего управления, в компетенцию которого входило: руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; организация проведения в жизнь предписаний вышестоящих государственных органов; разработка с широким участием масс проектов планов развития хозяйства и культуры в пределах...
Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.
Окружной комитет КПСС (окружком, окрком) — орган управления структур КПСС округа. В период 1921—1990 годов — центральный орган управления округом в СССР.
Высшая партийная школа КПСС (ВПШ) — высшие учебные заведения в СССР в 1946—1991 годах для подготовки руководящих партийных и советских кадров, а также подготовки руководителей средств массовой информации. Школы создавались и находились под руководством соответствующих Центральных Комитетов Коммунистической партии союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Учебно-методическое руководство системой ВПШ осуществлялось Высшей партийной школой при ЦК КПСС и Заочной высшей партийной школой (ЗВПШ) при...
Центра́льный комите́т ВЛКСМ — высший орган комсомола в промежутках между съездами ВЛКСМ. В соответствии с Уставом ВЛКСМ, принятым на XIV съезде комсомола (1962), ЦК «руководит всей работой комсомола, местных комсомольских органов, представляет ВЛКСМ в государственных и общественных учреждениях и организациях, утверждает редакцию центрального органа — „Комсомольской правды“ — и редакции других изданий ЦК ВЛКСМ, распределяет средства комсомольского бюджета и контролирует его исполнение».
Упоминания в литературе
Основные черты предстоящей реформы были намечены XIX Всесоюзной конференцией КПСС, проходившей с 28 июня по 1 июля 1988 г. в Москве. Резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы» указывала, что «решающее направление реформы политической системы – обеспечение полновластия
Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране»[245]. Выступая на данной конференции, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв говорил о необходимости «значительно расширить представительство трудящихся в высшем эшелоне государственной власти»[246]. Для этого, по мнению выступавшего, необходимо, чтобы помимо 1500 депутатов, избираемых от территориальных и национальных округов, «примерно ещё 750 депутатов избирались бы на съездах или на пленумах центральных органов партийных, профсоюзных, кооперативных, молодежных, женских, ветеранских, научных, творческих и других организаций… Вместе взятые, все эти депутаты, избираемые сроком на пять лет, составили бы новый орган государственной власти – Съезд народных депутатов СССР. Он собирался бы на свои заседания раз в год, решая самые важные конституционные, политические и социально-экономические вопросы жизни страны. Для обсуждения и решения всех вопросов законодательного, распорядительного и контрольного характера, направления работы подотчетных органов и нижестоящих Советов Съезд народных депутатов избирал бы из своего состава сравнительно небольшой по численности (скажем, 400–450 человек) Верховный Совет СССР, состоящий их двух палат. Это был бы постоянно работающий высший орган власти, подотчетный Съезду народных депутатов…»[247].
В доработанном проекте структуры центральных и местных органов было еще одно важное новшество: в качестве местных органов власти намечались краевые, областные, окружные, городские, районные и сельские
Советы народных депутатов , избираемые трудящимися путем прямых выборов. Советы эти должны были работать в сессионном порядке и избирать свои исполнительные органы – исполкомы, ответственные перед избравшими их Советами. Следует еще раз напомнить, что до этого в качестве местных органов действовали съезды Советов, а в промежутках между съездами – исполкомы соответствующих уровней. Енукидзе в своей записке предлагал выбирать исполкомы не на съездах, а напрямую избирателями, устранив съезды. В итоге было принято компромиссное решение. Советы сохранили свой постоянный статус. В целом эта мера была направлена на расширение функций представительных органов власти. Именно им были подчинены исполкомы. Однако за рамками этой схемы оставалась деятельность партийных комитетов, которые и осуществляли фактическое руководство и Советами, и их исполкомами.
Окончательную точку в процессе ликвидации советской модели поставил Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 декабря 1993 г.), который провозгласил прекращение деятельности городских и районных
Советов народных депутатов , а их компетенцию передал соответствующим органам местной власти.
Эта комиссия должна была разработать и представить Президенту соответствующие предложения, в частности по правовому обеспечению выборов. До избрания и начала работы новых представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за
Советами народных депутатов , кроме областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, передавались администрации соответствующего субъекта Федерации. Бюджеты субъектов Федерации утверждались Советами с согласия главы администрации соответствующего субъекта. Местные бюджеты утверждались с согласия местной администрации. Деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов прекращалась, их функции передавались соответствующей местной администрации.
Что касается советского времени, то в 1917 г. Декретом о суде[5] прокуратура была упразднена. Ее не существовало более четырех лет. Тем не менее руководители советского государства признавали необходимость наличия единой системы органов, осуществляющей надзор за законностью в стране. В 1922 г. прокуратура была восстановлена. В то время прокуратура в ведомственной структуре государственных органов сначала частично находилась в подчинении Народного комиссариата юстиции, а частично – в подчинении Верховного Суда СССР. В 1933 г. Прокуратура Верховного Суда была ликвидирована. Позже прокуратура стала формально самостоятельной системой государственных органов. Однако нахождение прокуратуры в той или иной системе государственных органов большого значения не имело, поскольку в советское время идея разделения властей полностью игнорировалась. Это можно увидеть в конституциях того времени: согласно ст. 3 Конституции СССР 1936 г. вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, а ст. 2 Конституции СССР 1977 г. провозглашала, что все государственные органы подконтрольны и подотчетны
Советам народных депутатов .
Связанные понятия (продолжение)
Совет министров РСФСР (Совмин РСФСР) — высший исполнительный и распорядительный орган государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) до мая 1991 года; орган исполнительной власти РСФСР с мая 1991 года. Действовал в период с 1946 по 1991/1992 годы, до переименования РСФСР в Российскую Федерацию.
Комиссия советского контроля при СНК СССР (КСК) — орган государственного контроля в СССР. Была создана 11 февраля 1934 года вместо ликвидированного Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ).
Тольяттинская городская дума (ТГД) — представительный орган городского округа Тольятти. Образован с 1994 года, Обладает правами юридического лица. Депутаты думы избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет.
Председа́тель — высшее должностное лицо, руководящее собранием, комитетом, общественной организацией, политической партией, государственным органом. Как правило, председатель избирается или назначается членами собрания или организации. В обязанности председателя обычно входит руководство заседаниями организации и поддержание должной деловой обстановки во время таких заседаний. В перерывах между сессиями организации или собраниями председатель часто исполняет роль главы организации и выступает от...
Партийный организатор (аббр. парторг, парторганизатор) — многозначный термин, использующийся в контексте деятельности политической партии. В зависимости от идеологии, целей и задач той или иной партии, а также исторических условий, в которых происходит её деятельность, термин «партийный организатор» может иметь следующие значения...
Свердловская областная дума (офиц. — Свердловская областная Дума) — законодательный орган власти Свердловской области, существовавший в 1994—1996 годах. В апреле 1996 года преобразована в двухпалатное Законодательное собрание Свердловской области.
Пле́нум (лат. plenum «полное»), плена́рное заседа́ние, плена́рная се́ссия (англ. plenary session) — заседание, собрание с присутствием всех членов организации, органа — кворума; например...
Подробнее: Пленарное заседание
Калининградская областная дума — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Калининградской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Министе́рство госуда́рственного контро́ля СССР — центральный союзно-республиканский орган государственного управления СССР, осуществлявший надзор за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций, учреждений, предприятий. Министерство государственного контроля СССР осуществляло руководство деятельностью соответствующих министерств государственного контроля союзных республик, входивших в СССР.
Депута́т (от лат. dēputātus «посланный») — лицо, выбранное гражданами в органы власти (часто в законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, как правило, является представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.
Депутатская группа — форма объединения депутатов в парламенте. Депутаты объединяются в группы на основе общности политических целей. В депутатскую группу могут объединиться депутаты, не вошедшие во фракции.
Киро́вская городска́я Ду́ма — представительный орган власти на территории муниципального образования «Город Киров». Состоит из 36 депутатов, избирается населением Кирова по 18 одномандатным округам и единому избирательному округу сроком на 5 лет. Председатель городской Думы, избираемый из числа депутатов, является главой города Кирова.
Центра́льный исполни́тельный комите́т СССР (ЦИК СССР) — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах, избираемый Всесоюзными съездами Советов и периодически (а на практике — эпизодически) собираемый на сессии в промежутках между Всесоюзными съездами Советов.
Архангельское областное Собрание депутатов — однопалатный парламент Архангельской области. Состоит из 47 депутатов. Является постоянно действующим представительным, то есть представляющим волю населения, и единственным законодательным органом государственной власти Архангельской области.
Наро́дный комиссариа́т (наркома́т) — в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917—1946 годах — центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли народного хозяйства; аналог министерства. Как правило, во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство — Совет Народных Комиссаров соответствующего уровня.
Ивановская областная Дума (с 1994 по 2005 — Законодательное собрание Ивановской области) — постоянно действующий высший и единственный законодательно-представительный однопалатный орган государственной власти Ивановской области.
Съезд Советов — высший орган власти в системе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; высший территориальный орган власти в некоторых советских республиках в 1917—1937 годы. На съездах избирались исполнительные комитеты, которые съезд наделял полномочиями осуществлять законодательные, распорядительные и контролирующие функции в периоды между съездами Советов.
Съезд народных депутатов — высший орган государственной власти в СССР (в 1989—1991), России (в 1990—1993), Дагестанской АССР (1990—1991).
Ту́льская областна́я ду́ма — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Тульской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Тамбовская городская Дума — представительный орган местного самоуправления, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Тамбова. Обладает правом принимать от имени населения города Тамбова решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями. Организацию деятельности городской Думы осуществляет...
Центральный комитет — учреждение, в котором сосредоточиваются все дела по известному управлению или название руководящего органа (комитета) в некоторых организациях и формированиях.
Глава́ муниципа́льного образова́ния - высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ, от 6 октября 2003 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Рабо́че-крестья́нская инспе́кция (Рабкри́н, РКИ) — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля. Систему возглавлял Наро́дный комиссариа́т Рабо́че-крестья́нской инспе́кции (НК РКИ). Создан в 1920 году, расформирован 11 февраля 1934 года. Вместо РКИ была создана Комиссия советского контроля при СНК СССР. С 1923 действовал совместно с Центральной контрольной комиссией ВКП(б) как единый советско-партийный орган, при этом нарком РКИ по совместительству возглавлял ЦКК.
Конституция СССР * Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.
Совет депутатов города Новосибирска — представительный орган муниципального образования города Новосибирска. Депутаты Совета депутатов избираются на 5 лет в количестве 50 человек по смешанной системе.
Верхо́вный Сове́т Союза Советских Социалистических Республик (Верхо́вный Сове́т СССР) — высший орган государственной власти в 1938—1989 годах, высший представительный и законодательный орган Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в период с 1938 по 1991 годы. В 1938—1989 годах собирался на сессии (как правило, дважды в год на два дня), в 1989—1991 годах являлся постоянно действующим законодательным органом власти Советского Союза.
Сове́ты — избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы народной власти в Российской империи (в 1905—1907 годах), в Российской республике, в РСФСР, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.
Местное самоуправление на Украине (укр. Місцеве самоврядування в Україні) — это право территориальной общины — жителей села (либо добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сёл), посёлка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление — это форма публичной власти, которая реализуется специфическими субъектами — территориальными коллективами и формируемыми ими органами, имеет особый объект — вопросы местного...
Всекитайское собрание народных представителей (кит. упр. 全国人民代表大会, пиньинь: Quánguó Rénmín Dàibiǎo Dàhuì, палл.: Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй),ВСНП (кит. упр. 全国人大, пиньинь: Quánguó Réndà, палл.: Цюаньго Жэньда) — высший законодательный орган (парламент) Китайской Народной Республики, согласно Конституции КНР — высший орган государственной власти страны. В состав ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.
Запорожский областной совет (укр. Запорізька обласна рада) — представительный орган местного самоуправления, который объединяет 25 общин Запорожской области, представляет общие интересы территориальных общин сёл, поселков, городов, в пределах полномочий, определённых Конституцией Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» и другими законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.
Всеукраинский съезд Советов (укр. Всеукраїнський з'їзд рад) — высший орган советской власти Советской Украины с декабря 1917 года и до принятия Конституции УССР 1937 года. По Конституции УССР 1919 года, составленной по образцу Конституции РСФСР 1918 года, съезды созывались Всеукраинским центральным исполнительным комитетом (ВУЦИК) не реже одного раза в год, по Конституции 1929 года — не реже одного раза в два года. На практике эта периодичность соблюдалась не всегда - так, между XII съездом...
Донецкий областной совет (укр. Донецька обласна рада) — орган местного самоуправления, который представляет общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов Донецкой области.
Совет Республики — одна из двух палат Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации). В 1990—1993 годах состоял из 126 депутатов. Учреждён в 1989 году, как одна из палат прежде однопалатного Верховного совета РСФСР. Избран в 1990 году.
Национальный фронт ГДР (нем. Nationale Front der Deutschen Demokratischen Republik, NF (до 1973 — Национальный фронт демократической Германии нем. Nationale Front des Demokratischen Deutschlands)) — общественная организация в Восточной Германии.
Вологодская городская Дума — представительный орган местного самоуправления города Вологды. Численность составляет 30 депутатов. Избирается по одномандатным округам. В настоящее срок полномочий депутатов составляет пять лет. Ранее длина срока полномочий неоднократно изменялась.
Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Росси́йская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). Первое в мире социалистическое государство. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Росси́йская Сове́тская Респу́блика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Росси́йская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (упоминания этого названия...
Упоминания в литературе (продолжение)
Надо сказать, что социальное представительство в нашей стране неукоснительно обеспечивалось на всех дальнейших этапах ее развития, тем более что социальной основой системы были трудящиеся, союз рабочих и крестьян (по Конституции 1977 года также и интеллигенции). Правда, в наименовании представительных органов власти за десятилетия советского периода наблюдается тенденция к развитию социальности в общедемократические положения: в 20-е годы 20 века органами государственной власти были Советы рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов, по Конституции СССР 1936 года – Советы депутатов трудящихся, по Конституции СССР 1977 года –
Советы народных депутатов .
БОРОДИН Павел Павлович (род. 25.10.1946, Шахунья Горьковской области), государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси. Сын инженера-строителя. Образование получил на экономическом факультете Ульяновского сельскохозяйственного института (1972), в Хабаровской высшей партийной школе (1985). В 1973 поступил на работу в «Якутскгеологию» экономистом, к 1980 был уже заместителем генерального директора. Затем председатель Вилюйского райисполкома. В 1988 избран председателем Якутского городского
Совета народных депутатов , затем мэром Якутска. В 1990 избран народным депутатом РСФСР. С весны 1993 1-й заместитель начальника, начальник Главного социально-производственного управления Администрации Президента РФ. С нояб. 1993 управляющий делами Президента РФ Б.Н. Ельцина. В авг. 1996 взял на работу оставшегося после отставки А.А. Собчака В.В. Путина, сделав его своим заместителем; член Наблюдательного совета «АЛРОСА» (с сент. 1998). В 1999 выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Москвы, но на выборах 19.12.1999 набрал немногим более 6% голосов. 10.1.2000 освобожден от должности управляющего делами Президента РФ, а 26.1.2000 избран государственным секретарем Союза России и Белоруссии. 18.1.2001 задержан сотрудниками ФБР в аэропорту Кеннеди (США) по требованию Швейцарии в рамках расследования т.н. «дела Мабетекс». 7 апр. был экстрадирован в Швейцарию. 12 апр. освобожден под залог в 5 млн швейцарских франков (2,9 млн долларов США). 6.3.2002 признан судебными властями Швейцарии виновным в отмывании денег и приговорен к штрафу в 300 000 франков. Награжден орденом За заслуги перед Отечеством 2-й степени (3.10.1996); лауреат Государственной премии РФ (1997).
Например, ст. 33 Положения «Взаимоотношения Министерства юстиции РСФСР, министерств юстиции автономных республик, отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских
Советов народных депутатов с адвокатурой», в которой устанавливалось, что Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов в пределах своей компетенции: контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», настоящего Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливают порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям; осуществляют другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой. Нынешний Закон избежал такого явного и откровенного неравенства и неприкрытого давления государства на адвокатуру.
3. Требовал к себе внимания и вопрос о принципах организации и деятельности органов публичной власти. В прежнем конституционном тексте характеристика этих принципов начиналась с народовластия. В ст. 2 Конституции 1978 г. говорилось, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, он осуществляет государственную власть через
Советы народных депутатов , составляющие политическую основу РСФСР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам. В редакции от 15 декабря 1990 г. было определено, что вся власть в РСФСР принадлежит многонациональному народу РСФСР. И что особенно важно: появилось дополнение о том, что народ осуществляет государственную власть и через Советы, и непосредственно. Таким образом, непосредственное народовластие наконец нашло отражение в Основном законе, хотя и в очередности – через органы, а также непосредственно.
В связи с изменением Конституцией РФ порядка наделения полномочиями судей федеральных судов – введение назначения судей вместо их выборов – в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 из комментируемой статьи были исключены п. 3 и 4, а также пункт, который был включен Законом РФ от 14 апреля 1993 г. № 4791-1 и которым устанавливалось, что при решении вопроса об избрании судьи в соответствующий
Совет народных депутатов представляется заключение органа юстиции о кандидате в судьи.
Повышению роли и значения прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве способствовало и принятие 26 декабря 1990 г. Съездом народных депутатов СССР Закона СССР № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». Названный Закон значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных
Советов народных депутатов , политических партий, массовых движений.
В 1977–1978 гг. работал консультантом Отдела Юстиции Исполкома Ленинградского
Совета народных депутатов . С 1978 по 1985 гг. занимал должность народного судьи Красносельского районного народного суда г. Ленинграда.
д) законы республик центр не мог ни отменить, ни приостановить, можно было лишь их оспорить в Конституционном Суде РФ; решения
Советов народных депутатов остальных субъектов мог отменить Верховный Совет РФ;
В основу экономики России были положены идеи рыночного хозяйства, произошли существенные изменения в политической сфере. В связи с этим, а также с распадом в 1991 г. Советского Союза и рядом других факторов, в Конституцию РСФСР 1978 г. (в период с 1989 по 1992 г.) было внесено более 300 поправок и дополнений. Наиболее важные из них связаны с изменением системы
Советов народных депутатов , совершенствованием избирательной системы, исключением из Конституции положений о руководящей роли КПСС, введением поста президента России, изменением наименования государства, закреплением многообразия форм собственности, в том числе частной.